Маршрут экскурсии
Рассказ о залах Новоафонской пещеры.
1. Зал «Анакопия».
Зал Анакопия изумляет своим огромным размером. Зал мешкообразной формы. Его длина – 150 м, ширина – 3040 м, высота – 20-30 м, площадь – 5710 м2.
Дно зала покрыто обрушенными глыбами и мощными отложениями пластических глин, которые в основном образовались в результате разрушения известняков, а также занесены сюда поверхностными водами. На потолке вы можете видеть пустоты овальной формы, их называют «Органными трубами».
В основном на поверхности они заканчиваются щелями, отверстиями. Толщина породы над ними достигает до 200 м.
В этом зале находится отверстие «Бездонной ямы», по которому опустились первопроходцы в пещеру. Второй спуск продолжался более 8 часов. Этот спуск относится к третьей категории сложности в спортивном спелеотуризме. Глубина «Бездонной ямы» - 139 м.
2. Зал «Махаджиров».
Этот зал назван в честь памяти абхазов-махаджиров и других народов Кавказа, которые были насильственно переселены в Турцию и страны Ближнего Востока. Слово «махаджирство» происходит от арабского слова «мухаджерет» и означает переселение, эмиграция. Насильственное переселение абхазов началось в 1690 году и продолжалось до 1878 г. Особенно были тяжелыми для Абхазии 1877-1878 г. Только за один год изгнано около 60% всего населения. Махаджирство для абхазов является страшной трагедией, поставившей народ на грань почти полного исчезновения.
Зал «Махаджиров» - самый большой зал не только в Новоафонской пещере. Длина зала – 260 м, ширина – 25-75 м, высота – 20-50 м, площадь 10635 м2, объем – 290875 м3.
Зал «Махаджиров» стоит в одном ряду с такими знаменитыми залами мира, как «Биг Рум» (длина – 1301 м, Карлсбадская пещера, США), «Торка дель Карлиста» (длина – 500 м, Италия), «Верна» (длина – 250 м, Пер-Сен-Мартен, Франция).
В зал «Махаджиров» постоянно поступает вода, которая затем просачивается в глубь массива через аллювиальные (наносные) отложения. Это говорит о том, что карстовые процессы продолжаются и в настоящее время.
3. Зал «Нартаа»
Это название взято из народного эпоса, который близок всем народам Кавказа. Нарты – это прежде всего воины-богатыри, презирающие трусость и малодушие. Нартский эпос в своих древних частях восходит как предполагают, к VII-VIII в. до н.э.
Легенды и сказания седой старины бережно хранил народ, пронес через века, передавал из уст в уста, из поколения в поколение, несмотря на превратности исторической судьбы.
Нет человека без прошлого, и каждый имеет свою историю. Абхазскому народу есть чем гордиться. Художественно-эмоциональная память абхазов сохранила множество обрядовых, героических и бытовых песен и танцев, выявляющих духовную силу, историю формирования национального характера.
Длина зала – 95 м, ширина – 30-35 м, высота 20-25 м, площадь дна – 3440 м2. Абсолютная высота его входа 80 м над уровнем моря.
4. Зал «Аюхаа».
Зал «Аюхаа» более узок и низок, чем пройденные залы. Высота 10-30 м, ширина 10-20 м, площадь 5720 м2 (за вычетом залообразных расширений). Дно зала наклонено, его абсолютные отметки колеблются в пределах 90-100 м над уровнем моря.
Потолок «Аюхаа» имеет в основном форму дуги. Местами свод состоит из нескольких крыльев. Но главное, на что хочется обратить внимание, это отлично сохранившиеся углубления и всевозможные выемки на потолке, сформировавшиеся под действием напорных вод на ранней стадии развития пещеры – это потолочные карры. Это было в далеком прошлом, когда коридор полностью заполнялся напорными водами. Сейчас тишину этого зала не нарушает ни шум водопада, ни журчание ручейка. Это самая сухая часть пещеры. Вообще относительная влажность воздуха пещеры равна 98-100% . Состав воздуха немного отличается от воздуха внешней среды по содержанию кислорода, углекислого газа. Циркуляция воздуха по всей пещеры естественная, которая определяется морфологическими особенностями самой пещеры. Температура воздуха в Новоафонской пещере в основном постоянная и равна от 110 до 140 градусов.
5. Зал «Апхиарца»
«Апхьярца» - так абхазы называют музыкальный, народный, двухструнный инструмент, который был вечным спутником абхаза в радости и горе. Годы нелегкой героической борьбы за честь и независимость родной земли, обусловили то, что преобладающее место в народном песенном и хореографическом искусстве, занимает героическая тема, воспевающая стойкость и мужество героев.
В старину рядом с оружием абхазы обязательно помещали один или несколько музыкальных инструментов – апхиарцу, аюмаа, ахымаа или ачарпын.
Площадь зала «Апхьярца» - 2345 м2, объем – 43000 м3, длина 85 м, ширина – 25-40 м, высота – 10-15 м.
Дно зала покрыто глыбами и глинистыми отложениями. На потолке – хорошо выраженные «органные трубы» (углубления овальной формы). Кто внимательно осматривал залы и переходы во время нашего маршрута видел, что такие углубления сопровождали нас на всем пути. Наиболее крупные из них уходят на поверхность такими, подчас невидимыми глазом, трещинами, отверстиями.
Спелеологи считают, что этот зал когда-то был полностью украшен натечно-капельными образованиями, но они уже давно уничтожены вследствие обвала. Теперь пол этого зала украшают одиночные, большие, янтарного цвета полупрозрачные сталагмиты.
В этом зале хорошая акустика. И даже по своей естественной форме относительно плоское дно и дугообразный потолок напоминает концертный зал. В день открытия экскурсионного маршрута была открыта еще одна страница Новоафонской пещеры – музыкальная. В этом зале, до открытия эксклюзивного маршрута, выступала Государственная капелла Абхазии и другие коллективы.
6. Зал «Апсны»
«Апсны» - так называют абхазы свою страну, что в переводе означает «Страна души».
Длина зала – 85 м, ширина – 30-45 м, высота – 15-30 м, площадь – 1405 м2. Дно зала погребено под мощным чехлом кальцитовых натёчных образований (абсолютная высота 105-110 м над уровнем моря). Если предыдущие залы отличались своими размерами, то зал «Апсны» поражает воображение человека причудливыми формами натечных образований в виде драпировок, занавесей, застывших водопадов, повисших в медленном движении медуз, которые создают гармонию форм и цвета. Сливаясь, они образуют причудливые колоннады, купола, зубчатые решетки, отчего подземный мир напоминает царство из сказки о волшебной лампе Алладина, с его сказочными дворцами и храмами. В этом зале сочетается зима и вечная капель весны. Зал вечной красоты.
«…И там как будто водопады,
Навек застывшие громады,
Чудовищ страшный силуэт,
И льдистый блеск и переливы,
Природа сотворила диво».
С противоположной стороны зала как бы низвергается окаменевший водопад, высота которого 20 м, а ширина 6-12 м. по величине и великолепию своему – этот водопад не уступает подобным скульптурным сооружениям прославленных пещер мира.
Выпуклое дно зала украшают небольшие озерца «гуры», заполненные прозрачной водой, которые окаймлены тончайшими кружевами из кальцита. Чаши этих озер заполнены эпизодически при просачивании вод, а во время сухого сезона вода в них исчезает.
В этих озерцах «гурах» и в других частях пещеры, где есть «гуры», были обнаружены россыпи пещерного жемчуга «оолита» - одной из форм натечно-капельных образований, жемчуг сложен в основном (93%) из кальцита. Важным условием образования оолитов является их непрерывное вращение под действием проточной воды. При благоприятных условиях жемчужина формируется очень быстро (в Постоинской пещере в Словении примерно 50 лет). Найденный пещерный жемчуг по химическому составу не отличается от биогенного жемчуга морских моллюсков, поскольку тот и другой сложены из углекислого кальция, но структура у них разная (настоящий жемчуг отличается от биогенного жемчуга «оолита» тем, что имеет более тонкую структуру и перламутровый блеск).
Зал «Спелеологов».
От зала «Аюхаа» отходит восходящий коридор и через 50 м сливается с довольно крупным залом «Спелеологов» («Храм»).
Длина зала «Спелеологов» 85 м, ширина – 30-40 м, а высота достигает 97 м (И. Гвоздецкий «Карст», стр. 50). Этот зал самый высокий в Новоафонской пещере. Объём этого исполинского зала 137700 м3, площадь – 3060 м2. Дно зала (130 м над уровнем моря) усеяно гигантскими глыбами (объем некоторых из них – 10-60 м3, а высокий свод имеет форму пологой дуги). До обваливаний зал этот, вероятно, был богато украшен натечно-капельными образованиями. На это, в частности, указывает свисающий огромный кальцитовый «ковер».
Многие пещерные залы обладают хорошей акустикой, но зал «Спелеологов» выделяется особым эффектом звучания. В чем секрет этого эффекта? Скорее всего, в том, что многочисленные причудливые выступы и ниши случайным образом так расположились в стенах и потолке, что отраженные от этих огромных природных резонаторов воздушные волны складываются в центре зала, усиливая и обогащая друг друга. Голос человека или музыкальная нота, звучащие под его овальным куполом, обретают удивительную насыщенность и глубину, расцвечивая богатыми красками обертонов.
Поэтому зал «Спелеологов» полностью был оборудован под концертный зал и включен в эксклюзивный маршрут.
Выступления Государственной капеллы Абхазии и других коллективов оставляли неизгладимое впечатление для слушателей.
Зал «Гиви Смыр»
От зала Спелеологов, хоть и не очень четко, отделяется зал «им. Г.Смыр» с высоким, куполообразным, увенчанным богатым плафоном – великолепной «люстрой». Представляет собой букет огромных сталактитов различной формы. Когда-то протекавший в этом зале огромный поток, оставил после себя белое дно, целиком состоящее из кальцита. На нем кое-где высятся остановившиеся в росте сталагмиты. Здесь же, на возвышающемся участке склона, встречаются оригинальные натечные образования. Невелик, но красив зал «им. Г. Смыр». Есть у него и еще одна особенность: он расположен выше всех других благоустроенных залов пещеры.
Зал «Гелектитовый грот»
Над залом «Апсны» в 20-25 м выше открывается исключительный по красоте зал «Гелектитовый», где очень много сложно построенных натечных образований гелектитов. Химический состав и строение этих сталактитов не отличаются от обычных, но законы, управляющие их ростом пока неизвестны. Очень тонкие, почти нитевидные, они свисают вертикально с потолка и вдруг, по непонятной причине, изгибаются под острым углом, закручиваются спиралью или выбрасывают во все стороны как бы воздушные щупальца, охватывая ими соседние сталактиты, с которыми они срастаются, чтобы снова оторваться от них и продолжить свой рост, словно не подчиняясь закону тяготения – порой в обратном направлении к потолку пещеры.
Эти причудливые искривленные или изогнутые гелектиты довольно редко встречаются в пещерах. Являясь естественной лабораторией, зал «Гелектитовый» служит для научных целей. Экскурсии в этот зал из-за низкого потолка никогда не будут проводиться.