Image d'illustration
О Новом Афоне

город и его окрестности

НОВЫЙ АФОН И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

Новый Афон – один из живописнейших морских курортов нашей страны. Он славится красивой природой, исключительно мягким климатом, теплым морем. Новый Афон с севера надежно прикрыт от вторжения холодных воздушных масс горами. Сначала горы невысокие, за ними поднимаются цепи все выше и выше и заканчиваются заснеженным Главным Кавказским хребтом. Ели смотреть на прибрежную полосу с самолета, то Новоафонские горы выглядят «выступом» (выступ – «анакоп» по абхазски, Анакопия – одно из древних названий Нового Афона, в раннее средневековье была столицей Абхазии).

Богатую историю имеет Новый Афон. Самое древнее его название – Псырцха – произошло от названия протекающей здесь реки, берущей начало в горах из родника в пихтовой роще (псырцха – пихтовый родник).

Согласно легенде, во времена гонения на христиан, в Псырцху пришел апостол Симон Кананит и принял мученическую смерть в пещере-келье. Эта келья сохранилась до наших дней. На месте погребения апостола, в VI веке, возле нынешнего водопада был воздвигнут храм.

В V веке абхазы построили на Иверской горе крепость, назвав ее Анакопией. Не раз враги испытывали прочность этой крепости. В VIII веке арабский завоеватель Мурван-ибн-Мухаммед, прошедший огнем и мечем по Армении и Грузии, подошел к стенам Анакопии, намереваясь штурмом взять крепость. В Анакопии, кроме абхазского гарнизона, находились картлийские (грузинские) правители Арчил и Мир со своими войсками, оттесненными сюда арабами.

Арабские завоеватели надеялись на легкую добычу. Но защитники крепости отважно сражались. От жажды анакопийцев спасал выдолбленный в скале колодец, заполняющийся подземными водами. Этот источник, как и остатки крепостных стен, можно видеть и сейчас. Не удалось грозному завоевателю сломить сопротивление защитников города, и он был вынужден со своими войсками отойти. 

Откуда же взялось название Новый Афон? В 1874 году в Псырцху прибыли монахи из монастыря в Афоне, находящегося на Халкидонском полуострове в Греции. Царское правительство разрешило основать в Абхазии обитель. Монахам очень понравилась эта местность. Здесь были построены церкви, жилые корпуса с кельями, разбит парк, посажены оливы. Монастырское хозяйство обзавелось даже своей гидроэлектростанцией, для которой был сооружен десятиметровый водопад. У подножия Афонской горы был построен Новоафонский собор – одно из самых культовых сооружений Кавказа. Он строился с 1888 по 1900 год.

 В 1888 году Новый Афон посетил Александр III . Именно он заложил первый камень Нагорного монастыря. При отъезде ему отслужили заздравный молебен у пристани, и Император со своей семьей отправился на крейсере до Новороссийска. Оттуда, уже на поезде, до Петербурга. Но на станции Борька Харьковской губернии, на императора было совершено покушение. И только чудом он остался жив. В честь этого случая в Новом Афоне на месте служения молебна была воздвигнута часовня, а император подарил монахам паровоз и, через некоторое время, демонтированную в Москве электростанцию. И часовня, и электростанция, и паровоз уже давно не действуют, но они сохранились в Новом Афоне и по сей день, напоминая о прошлом.

Симоно-Кананитский мужской монастырь

Новый Афон в переводе с греческого – тихое, беззвучное место. Именно таким и предстал он перед монахами Пантелеимоновского монастыря, прибывшими из греческого Афона в 1875 году с целью поиска места на Кавказе для новой обители.

Новый Афон с высоты

В 1875 году наместник Кавказа князь Михаил Николаевич утвердил выделение 1327 десятин земли под усадьбу и угодья новосозданного Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. И с этого времени монахи развернули бурную строительную деятельность. Но в 1877-1878 году, во время русско-турецкой войны, возмущенные царской колониальной политикой абхазы встали на турецкую сторону и сожгли все монашеские постройки. Однако, русско-турецкая война окончилась поражением Турции и ее союзников. Местные жители были объявлены виновными и началось массовое выселение абхазов в Турцию. Земли их были дарованы монахам, которые сразу же возобновили строительство.

Вечерний монастырь

Симоно-Кананитский монастырь являлся одним из самых богатых на Кавказе. На его многочисленных плантациях выращивались оливки, сливы, виноград, производились вино, мед, активно велась торговля. Свою продукцию монахи отправляли в Петербург, Москву, в том числе и на императорский двор.

Территория монастыря

24 сентября 1888 года монастырь посетил Государь Император Александр Александрович с супругой и детьми. На пути из Нового Афона в Петербург, на станции Борька Харьковской губернии, на императора было совершено покушение. Лишь чудом никто из царской семьи не пострадал. В честь этого случая в Новом Афоне была воздвигнута часовня, а император подарил монахам паровоз и две турбины Френсиса, демонтированные в Зимнем дворце.

Часовня Нового Афона

В 1911 году завершились работы по созданию монастыря.

Часовня Нового Афона

В 1924 г. монастырь был закрыт, а все имущество конфисковано в пользу Советского государства.

В 1994 году, спустя 70 лет, монастырь стал возрождаться, начался ремонт и благоустройство монастырских корпусов.

Водопад и Приморский парк

Еще в XIX столетии река Псырдзха заполняла низлежащую пойму и заболачивала ее. Для регулирования сброса воды и использования ее энергии на выходе реки из ущелья монахами была выстроена плотина, образовавшая водохранилище и искусственный водопад – одно из живописнейших мест Нового Афона.

Водопад и Приморский парк

Помимо хозяйственной деятельности монахи создавали множество прекрасных мест, удобных для уединения с природой.

Новый Афон станция Псырдзха

Упорным трудом сотен человек – насельников и паломников монастыря были устроены пруды, а для сброса лишней воды прорыто новое прямолинейное русло.

Новый Афон пруд в приморском парке

Достаточно сложная гидротехническая система была налажена безусловно талантливым человеком, не имевшим инженерного образования, отцом Иероном.  Всего здесь семь водоемов, переходящих один в другой и плавно выходящих в море.

Новый Афон лебеди в приморском парке

Обширным парком монахи украсили прилегающую территорию.

Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «АНАКОПИЯ»

Новый Афон – Анакопия – располагается в центре современной Абхазии. Анакопийская (Апсарская) гора, словно бастион, уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра с запада, преграждая путь во всю внутреннюю Абхазию.

Крепость на горе

Именно поэтому в V в. предки абхазов основали на этой вершине замок, именуемый нами «Анакопийская цитадель». Проходили века, крепость разрасталась.Уже на рубеже VII-VIIIвв. появилась вторая линия обороны, опоясавшая гору с трех сторон.

Укрепления на иверской горе

Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон - наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости. Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами,  достигающими 16 метров высоту.

Фото башни

В начале 30-х гг. XIв. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие цитадель греческому гарнизону. Таким образом, город-крепость Анакопия с прилегающими к нему землями, перешла во владение и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Именно тогда и была выстроена восточная башня.

Фото башни до реставрации

15 сентября 2006 г. был положен первый камень реставрации на участке стены между 5й и 6й башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. В июне 2007 года президентом Абхазии С.В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году, к 15-летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне, памятник был открыт для посещения после реставрации.

Фото башни после реставрации

Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VII-VIIIвв. и был посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековвх грузинских летописей XI в., описывающих битву с арабами в 30-х гг. VIII в., дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: « Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому неизвестно, кто нашел его на верхушке той горы…».

Позже, в XI в. храм был перестроен и посвящен Святому Великомученнику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели.

Памятник Святому Великомученнику Феодору Тирону

С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый и считается одним из «чудес» нагорной крепости. За «святой» водой из колодца на вершину Анакопийской горы поднимаются тысячи верующих и паломников.

Колодец на Иверской горе Справка: православные чествуют икону Пресвятой Богородицы Иверской 26 октября. Так же ее днем считается 25 февраля.


Часовня Иверской Богоматери

Часовня Иверской Богоматери построена в 1913 году новоафонскими монахами на вершине Анакопийской горы. В этой часовне и хранилась икона переданная из Свято-Пантелеймоновского монастыря в Старом Афоне. Как гласит легенда, чудотворная икона попала в храм, когда монахи Иверской обители увидели на море огненный столп, в центре которого стояло изображение Божьей Матери.

Храм на иверской горе

Монахи считали, что Иверская божья матерь охраняла гору и крепость. В конце VI века арабы пытались захватить крепость. Неожиданно среди арабов началась эпидемия болезни желудка, которая за несколько дней погубила 35 тысяч человек. За многовековую историю ни один завоеватель не смог взять это укрепление. Только в последующее время революции и войны разрушили ее.

Стена за часовней исписана различными христианскими символами: крестами, рыбами, трилистниками. Ее построили в XIX веке из найденных при раскопках барельефов. Ниже храма, в скале, находится древний источник, из которого до сих пор можно набрать воду. В 2008 году источник облагородили резной решеткой. 

Во второй половине VII века монахами из Греции на вершине Анакопийской горы был возведен небольшой храм из одного зала, действующий и сейчас. Там находится копия иконы Иверской Божьей Матери — защитницы горы. Перед ней всегда горит лампадка и лежат скромные дары: несколько монеток, кусок хлеба, и слышно пение священнослужителей и прихожан. Оригинал же хранится в Иверском монастыре на Афоне.

Музей Абхазского царства

IMG_9892.JPG

История абхазской государственности уходит своими корнями во времена глубокой древности, когда крупные родовые общины объединялись в племена, известные в античных письменных источниках под названием
апсилы, абазги, саниги, зихи. 

IMG_9914.JPG

Для освещения многосторонних (светского и религиозного) аспектов исторического развития Анакопии – Нового Афона и абхазской государственности, в наиболее посещаемом месте города, у храма св. ап. Симона Кананита, в 2010 году был организован музей Абхазского Царства.

IMG_9895.JPG

 В экспозиции музея представлены палеонтологические, археологические и этнографические предметы и материалы, показывающие историю абхазской государственности, исторические реконструкции военного и охотничьего снаряжения, макет абхазской усадьбы, дореволюционные виды Анакопии – Нового Афона, выдающиеся личности и типажи абхазов.

IMG_9922.JPG

 Предметы, представленные в витринах, из найденных в окрестностях Анакопии, свидетельствуют о том, что на протяжении тысячелетий здесь не прерывалась жизнедеятельность человека, осуществлялся торговый обмен со странами Малой Азии, Причерноморья и далекого Востока.

 К сожалению, черпать сведения об Абхазии того времени приходится из косвенных и зачастую обрывочных фраз, упоминающих абхазских царей в контексте мировых исторических событий.

IMG_9900.JPG

 Объединение древних абхазских родовых общин совпадало с интересами ослабевающей Римской империи, заинтересованной в сильных союзниках у своих дальних рубежей. Именно поэтому римские власти поддерживали абхазских царей, которые в свою очередь несли воинскую повинность перед римлянами.
 Самые ранние сведения об абхазских царях датируются I-II вв., и черпаются из римских летописей.


Храм Святого Апостола Симона Кананита

Храм Святого Апостола Симона Кананита

Храм (IX-X вв.) представляет абхазскую школу церковного зодчества, сформированную под влиянием Византии.

 Он неоднократно перестраивался. Реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, в царствование Абхазо-Имеретинского царя Давида Возобновителя (XII в.), был украшен внутри фресковой росписью в XIV в.

В настоящее время храм Св. Ап. Симона Кананита является действующим. По старой христианской традиции сюда приходят поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии.

 Православная церковь празднует День памяти Святого 23 мая. В этот день тысячи верующих принимают участие в празднике, приходя на место, где последние годы жизни провел проповедник.

Келья Св.Ап. Симона Кананита

Путь к келье проходит вдоль русла реки Псырдзха, по исторической тропе в живописном ущелье, прохладном даже в самые жаркие дни.

Грот Симона Кананита богомольцы считают главной святыней Нового Афона. Согласно легенде, бытующей в народе, старец оставил здесь след (наскальный след), дабы убедить местных жителей, что он один из последователей Христа.

Лобное место, где, согласно легенде, был убит Святой Апостол. Внизу, на дне реки, отливают красными вкраплениями камни, вымываемые потоком из- под скалы. Они напоминают верующим о несмываемой крови святого.